Будущее рынка потребкредитов - Новосибирский банковский портал
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » Будущее рынка потребкредитов
29-10-2012

Будущее рынка потребкредитов

Будущее рынка потребкредитов

 

Крупнейшие банки страны начали экспансию на рынок потребительских кредитов. Первыми на рынок, где лидируют Хоум Кредит, Альфа-Банк и Русский Стандарт выходят крупнейшие банки: Сбербанк и ВТБ. Об изменениях, которые повлечет за собой «вторжение» госбанков на рынок POS-кредитов, рассказали аналитики банковской сферы.

 

Источник: Банковское обозрение

 

Ольга Беленькая, Заместитель руководителя аналитического департамента СОВЛИНК

Сейчас рынок POS-кредитов поделен между несколькими крупнейшими игроками — ХКФ (23,2%), ОТР (22%), Альфа-Банк (14,4%), «Русский Стандарт» (14,3%), Русфинанс (8,4%). 5 сентября Сбербанк объявил о создании совместного банка с «дочкой» BNP Paribas (Cetelem), в котором Сбербанку будет принадлежать 70%.

 

Думаю, Сбербанк сможет не только выйти на рынок POS-кредитов, но и существенно изменить уровень конкуренции и ценовые условия в этом сегменте. Тем более, что одновременно в торговые сети выходит и второй «тяжеловес» — ВТБ. Основное преимущество госбанков — доступ к дешевому фондированию, благодаря которому они имеют возможность предложить заемщикам более привлекательные кредитные ставки, а также эффект масштаба. Для действующих участников рынка это будет означать ужесточение конкурентного давления, что приведет к снижению доходности в сегменте и перераспределению структуры рынка. В то же время бум POS-кредитования заканчивается: рынок становится более зрелым, клиенты — более грамотными, регулирование — более жестким. Судя по презентации, Сбербанк рассчитывает на рост рынка POS-кредитования в ближайшие 5 лет в среднем на 15–20% в год и повышение доли Cetelem с 4,5% до 25% в течение 3–4 лет. Это означает очень высокие темпы роста (около 97% в год). Если бы рыночная доля Сбербанка к концу следующего года увеличилась до 8–10%, это был бы хороший результат.

 

Максим Осадчий, Начальник аналитического управления Банк Корпоративного Финансирования

Сбербанк может очень быстро «подвинуть» конкурентов на рынке POS-кредита подобно тому, как он легко и непринужденно опередил банк «Русский Стандарт» на рынке карточного кредита. Сбербанк способен удерживать от четверти до трети рынка. Задача достижения лидерства на рынке POS-кредита облегчается его колоссальной разветвленной сетью продаж, а также тем обстоятельством, что на нем кредитуются многие розничные сети.

 

Приобретение Cetelem для рывка на направлении POS-кредита рассматриваю как «архитектурное излишество». Сбербанк мог бы справиться с этой задачей и самостоятельно. Более того, конфликт корпоративных культур Сбербанка и BNP Paribas способен затруднить его экспансию на рынке POS-кредита. Уже через 2–3 года основная борьба на рынке POS-кредита может развернуться у Сбербанка не со «старожилами» этого рынка (ХКФ, OTP и др.), а с новым проектом группы ВТБ — «Лето Банком». Оба госбанка могут удерживать свыше половины рынка.

 

Дмитрий Мирошниченко, Ведущий эксперт центра развития Высшей школы экономики

У Сбербанка есть все необходимые ресурсы для выхода на этот рынок и занятия на нем заметной доли. Но хочется обратить внимание на другое: Банк России, с одной стороны, заявляет о наличии системного риска, имея в виду ускоренный рост потребкредитов, с другой стороны, его «дочка», Сбербанк, планирует кратное увеличение объемов потребительского кредитования. В этой связи особый интерес приобретает тактика отвоевания доли рынка. Если это будет жесткая ценовая конкуренция, то последствия могут оказаться весьма интересными для стороннего наблюдателя, но, боюсь, что неприятными для нынешних лидеров рынка.

 

Павел Самиев, Заместитель генерального директора Эксперт РА

POS-кредитов, поэтому при благоприятной экономической ситуации его «дочке» удастся увеличить свою долю в 2013 году как минимум в 1,5 раза (с 4,5% до 7%). Дальнейший рост, на мой взгляд, будет идти более медленными темпами. Сегмент POS-кредитования достаточно зрелый, на нем много опытных участников, а в перспективе 2–3 лет, в условиях роста электронной проблем при реализации данной инициативы. В этой связи представляется крайне важным введение законодательного закрепления единой формы договора (потребительского кредита, потребительского займа и т. д.). Тогда конкуренция между финансовыми институтами перейдет в область, во-первых, по-настоящему ценовую, а во-вторых, в область лучших условий по удобству исполнения условий договора. При принятии подобных правовых новаций вопрос об ограничении стоимости заемных средств приобретет скорее политико-моральное, нежели экономическое звучание.