«Открытие Авто»: октябрь прервал начавшийся летом рост продаж авторынка
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » «Открытие Авто»: октябрь прервал начавшийся летом рост продаж авторынка
09-11-2022 10:27

«Открытие Авто»: октябрь прервал начавшийся летом рост продаж авторынка

Москва, 08 ноября  /ФИС/. Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты октября 2022 года на авторынке. Второй месяц осени не поддержал тенденцию по росту объемов нашего авторитейла. Восстановление рынка, продолжавшее с июня по сентябрь, в октябре прекратилось. За второй месяц осени было реализовано 45,2 тысячи легковых и LCV-машин, на 3%, чем в сентябре текущего года, и на 63% меньше, чем год назад. Продажи вновь поддержали три модели Lada и китайские бренды. АвтоВАЗ обеспечил рынку 42% объема, а Lada Granta до абсолютного рекорда продаж не хватило двух тысяч машин. Haval Jolion снова нашлось место на пьедестале наиболее популярных моделей. Почти все европейские, корейские и японские марки при этом продолжили демонстрировать падение продаж. В то же время в последние два месяца года рост авторынка может возобновиться, многое будет зависеть прежде всего от темпов роста бизнеса китайских марок. А в ноябре и декабре покупатели скорее всего смогут рассчитывать на увеличение дисконта на российские и китайские автомобили из наличия.

Худшие времена позади

Худшие времена, когда с мая по июль текущего года продавалось меньше 30 тысяч новых машин в месяц, остались позади. Однако и наметившийся в сентябре уверенный подъем, когда продажи начали приближаться к 50 тысячам, в октябре прервался. К низкой покупательной способности, заоблачным ценам и дефициту привычных многим марок в октябре добавились опасения многих потенциальных покупателей по мобилизации, сократившие трафик в салоны. В то же время спасти авторитейл от еще большего падения помогли расширение модельного ряда и стабилизация поставок у ряда ведущих чайна-брендов. Кроме того, автомобили Haval стали продаваться по госпрограммам. И наконец, все больше автомобилей, не поставляемых прежде в Россию, стали продаваться через дилерские центры благодаря параллельному импорту.

«Гранту» в каждый двор

В октябре было реализовано 45,2 тысячи новых автомобилей. Это на 3% меньше, чем в сентябре текущего года, и на 63% меньше, чем в октябре 2021 года. Ежемесячные данные AEB, как и раньше, не включают продажи автомобили групп BMW, Chery, GM и Mercedes-Benz. Без учета этих брендов по итогам 10 месяцев было реализовано 502 тысяч автомобилей, на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На рынке продолжает набирать объемы бизнес только тех брендов, которые хоть как-то снабжают салоны машинами и не забывают поддерживать дилеров.

Лучше прочих это по-прежнему удается марке Lada. За пару осенних месяцев бренд успел обзавестись несколькими новыми торговыми точками, расширив и без того самую крупную сеть до 304 локаций. При этом в октябре Lada реализовала 19 145 новых машин, на четверть меньше, чем год назад, и на 1,5 тысячи автомобилей меньше, чем в сентябре текущего года. Всего за 10 месяцев лидер отечественного авторынка продал 143 тысячи автомобилей - более чем вдвое меньше, чем к этому же моменту в 2021 году.

«Погоду» заводу по-прежнему делает одна единственная модель – Granta. Дилерам продолжают поставлять ее в двух кузовах – седан и лифтбэк, но по большей части в аскетичных комплектациях. В течение октября суммарно все модификации Granta разошлись тиражом в 12,4 тысячи машин - на пять с лишним тысяч автомобилей больше, чем год назад. До абсолютного рекорда продаж за месяц (14 571 а/м) «Гранте» не хватило пары тысячи сделок.

Дуэт двух других Lada, вседорожников Niva, суммарно прибавил марке еще 4 755 сделок. Это на 80% больше, чем в октябре 2021 года. Однако склады дилеров давно не пополняли все остальные модели из Тольятти, поэтому и продажи их были гораздо скромнее. Vesta разошлась тиражом в 992 машины (на порядок хуже, чем в прошлогоднем октябре), по Lada Largus состоялось и вовсе всего 412 выдач (почти на три тысячи машин меньше). И ситуация до весны едва ли улучшится. Разве что в декабре АвтоВАЗ может собрать порядка 500 машин Lada Largus, детали для которых обещают найти в ближайшее время.

Haval, силовые ведомства и госпрограмма

Благодаря локализации производства Haval (4,4 тысячи машин, -8% к октябрю 2021 года) вошел в число брендов, которые участвуют в государственной программе поддержки спроса. Также ради дотаций правительства начальную стоимость самого доступного паркетника – Jolion (3 069 а/м; +104%) – сделали ниже двух миллионов рублей. Партии кроссоверов марки стали распродаваться по госконтрактам – для полиции, следственного комитета, министерства обороны, а также в каршеринговые компании. Неплохо в октябре раскупали и другой паркетник марки – F7 (623 а/м).

При этом «минус» в динамике статистики продаж Haval обусловлен лишь тем, что в октябре-ноябре прошлого года бренд ставил рекорды продаж на волне восстановления рынка после снятия ковидных ограничений. Ежемесячно продавалось почти по пять тысяч машин. Растут обороты и у родственных марок концерна Great Wall. Осенью были восстановлены поставки двух пикапов «Великой стены», которые в отличие от других моделей импортируются из Китая. Кроме того, ближе к 2023 году GW начнет ввозить два вседорожника еще одного дочернего бренда – Tank.

Любые другие китайские марки на фоне Haval в ежемесячном отчете AEB выглядят довольно блекло. Так, Geely реализовала 2,95 тысячи а/м (-2% к октябрю 2021 г). Кассу марке по-прежнему делает компактный кроссовер Coolray (1,7 тысячи, +28%). Два других вседорожника бренда – Atlas Pro и Tugella  - продаются каждый по несколько сотен машин в месяц. Этого, впрочем, хватает, для попадания в топ-25 лучших моделей. Относительно скромны продажи и у Changan (608 а/м; -32%). У остальных чайна-брендов они еще меньше и не превышают трех сотен машин в месяц.

Бренды по осени считают

В то же время всю осень продолжали обильно «сыпаться» заявления об официальном уходе с рынка от дистрибьюторов японских и западных марок. В самом конце сентября о закрытии завода в России объявила Toyota, а «Соллерс Авто» начал процесс выкупа доли Mazda на предприятии во Владивостоке. В октябре исполнительный комитете концерна Nissan одобрил передачу своих российских активов ФГУП НАМИ, о продаже всех пяти дочерних структур в нашей стране объявил Mercedes-Benz, попрощался с Россией Infiniti. Для дилеров соответствующих брендов это стало лишним сигналом к сворачиванию бизнеса. Тем более что машины, например, Toyota (128 а/м в октябре) оказались по большей части распроданы салонами еще летом. Оставшихся в наличии моделей Mazda (продано 329 а/м) и Nissan (1 212 а/м) пока еще немногим больше, от того и в абсолютных цифрах их продажи пока лучше, чем у Toyota.

В свою очередь все больше официальных дилеров стали продавать в салонах автомобили, которые дистрибьюторы не спешили прежде поставлять в Россию. Это ввезенные из Китая и Индонезии по схемам параллельного импорта кроссоверы Mazda СX-4, Toyota Rush и Mitsubishi Xpander, а также седаны Volkswagen Bora и Suzuki Ciaz. В целом по итогам каждого месяца такие продажи измеряются сотнями, но в отчетах AEB они не отражаются. Кроме того, несколько десятков электрокаров успели продать дилеры Evolute, JAC и Skywell. Достаточно тепло приняли на рынке пока единственный кроссовер дочерней марки Chery – Omoda C5. Почти каждый из более чем полусотни дилеров уже отметился продажами. Все они тоже пока оказались за рамками статистики AEB.

Из западных брендов, сохранявших до весны локальное производство в России, еще не объявил о своем официальном уходе разве что Stellantis. Но в отсутствие машин дилеры входящих в этот концерн марок тоже стали переформатироваться под работу с другими брендами. В свою очередь пресс-служба самого крупного иностранного автозавода в России Hyundai и Kia под Санкт-Петербургом объявила, что продляет простой предприятия еще на месяц. При этом руководство южнокорейского концерна не исключает и продажи завода. Так, итоги продаж Kia в России настраивают на худшее. В октябре было реализовано лишь 3,3 тысячи а/м (-79% к октябрю 2021 г.) Бестселлер марки – Rio (430 а/м; -94%) постепенно движется к тому, чтобы покинуть топ-25 и уйти в историю. У родственной Hyundai бизнес тоже практически угас: в сентябре владельцев нашли 1,8 тысячи а/м (-86%). Дилеры жили на тех запасах, которые вплоть до октября понемногу пополнял «Автотор».

Покупателям можно ждать дисконта от дилеров и дистрибьюторов

В случае отсутствия новых потрясений для бизнеса и покупательной способности ноябрь может вернуть рынок к росту. Залогом тому наверняка послужит стабильность на оставшихся производствах и необходимость поддержания сбыта машин за счет скидок. Так, АвтоВАЗ продлил шестидневный режим работы завода в Тольятти до конца года: модели Granta, Niva Legend и Travel будут и дальше собирать с увеличенным усердием. Всего Lada планирует выпустить во II полугодии 140 тысяч автомобилей. Примерно столько же было продано ее дилерами за 10 месяцев текущего года. При этом у крупных авторитейлеров начинает скапливаться щедрый запас этих трех моделей, соответственно, на них неизбежно появляются и скидки. Причем они будут зависеть не только от поддержек дистрибьютора, но и от потребности каждого дилера в оборотных средствах. C учетом господдержки по кредитам дисконт по вазовским моделям из наличия уже достигают 200 тысяч рублей.

«Китайцы» также уже устроили соревнования скидок. Дисконт у Geely по trade-in доходит до 400 тысяч рублей, у Chery – до 700 тысяч. Скидки, которые дилеры стараются называть выгодами, есть практически у всех китайских брендов. В оставшиеся два месяца текущего года список популярных моделей станут все плотнее заполнять представители Поднебесной. Причем это будет происходить в основном за счет кроссоверов дороже двух-трех миллионов рублей. Пока более доступные седаны малого класса, которые еще недавно составляли больше трети объемов рынка, китайцы по-прежнему не везут в Россию. Сертификация и логистика таких машин отнимает у чайна-брендов не меньше расходов, чем подразумевают более маржинальные вседорожники. В то же время на нашем рынке не исчерпан потенциал популярности любых «джипов». В целом продажи в ноябре могут вновь вернуться к росту, составив 46-48 тысяч машин.