В свет вышла книга «Банки глазами общества» с результатами общероссийского социологического исследования о банковском рынке России
x
x
x
x
Все банки Новосибирска: информация, услуги, новости.
Главная » Новости » В свет вышла книга «Банки глазами общества» с результатами общероссийского социологического исследования о банковском рынке России
29-03-2016 09:10

В свет вышла книга «Банки глазами общества» с результатами общероссийского социологического исследования о банковском рынке России

МОСКВА, 29 марта /ФИС/ Результаты исследования, в числе прочего, свидетельствуют о том, что уровень осведомленности населения о кредитных историях повышается быстрее, чем осознание степени их важности для самих граждан

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) представляет книгу «Банки глазами общества» с результаты последнего общероссийского социологического исследования о банковском рынке России, проведенного Институтом социологии Российской академии наук (РАН) по заказу Банка России, Ассоциации российских банков (АРБ) и Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Руководителями данного проекта стали Президент АРБ, член-корреспондент РАН Г.А. Тосунян и Директор Института социологии, академик РАН М.К. Горшков.

Опрос граждан страны в рамках исследования проводился в 2015 году в 21-м субъекте РФ. В нем приняли участие 1 600 респондентов, представляющих взрослое (18 лет и старше) население по параметрам пола, социально-профессионального статуса, образования и типа населенного пункта проживания. Это уже второе подобное исследование, первое было проведено и опубликовано в 2013 году.

Одной из составных частей исследования стал раздел о знаниях населения страны об институте кредитных историй. Несмотря на положительную, в целом, динамику информированности населения о существовании кредитных историй и осознания их важности для самих граждан, результаты исследования свидетельствуют об остающихся серьезных пробелах в финансовой грамотности граждан.

Основные позитивные тенденции в восприятии населением кредитных историй (КИ):

  • Количество людей, не знающих о том, «что такое кредитная история» сократилось вдвое – с 20,2% опрошенных до 10,8%.

  • Увеличилось число респондентов, давших правильные ответы на вопросы о содержащейся в кредитной истории следующей информации:

- обо всех ранее полученных кредитах - 59,8% граждан (против 31,6% в 2013 году);

- о просроченных платежах по кредиту - 57,9% граждан (против 49,5%);

- об имевших место запросах кредитной истории - 25,6% граждан (против 21%).

  • За два прошедших года на 16,5% снизилось количество граждан, которые не знают, где хранится кредитная история. При этом почти на 9% выросло число респондентов, которые считают, что кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (37,2% против 28,3%).

  • Людей, не понимающих, зачем им необходимо запрашивать свою кредитную историю, становится все меньше – (10% против 21,3%). При этом верно представляют, что это может понадобиться для оценки шансов на получение нового кредита - 55,9% опрошенных (на 13,2% больше, чем в 2013 году).

«Мифы», которые продолжают «преследовать» кредитные истории

  • На 7,6% увеличилось число опрошенных, уверенных, что их кредитная история хранится в банке, в котором был взят кредит (28,4% против 20,6%), что является заблуждением.

  • Почти в 4 раза увеличилась доля людей, которые ошибочно считают, что в кредитных историях содержится информация только о действующих кредитах (30,7% против 8,5%).

  • В 2015 году только 39,2% опрошенных считают, что у заемщика имеется право оспаривания записи в кредитной истории (в 2013 году их было 50,4%), а еще 40,6% затруднились ответить, обладают ли они таким правом (в 2013 году – 32,4%).

«Уровень осведомленности граждан о кредитных историях постепенно растет, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако, существует серьезная разница между знанием и пониманием. Пока можно констатировать, что растет скорее «популярность» кредитных историй, чем осознание того, для чего они существуют. Что это, прежде всего, документальное подтверждение финансовой репутации человека, его финансового поведения и платежной ответственности. Кредитная история особенно важна для финансовых институтов при оценке рисков и принятии решений в розничном кредитовании, страховании. С согласия человека доступ к его кредитной истории также может получить и работодатель. Поэтому, со всех точек зрения, для гражданина лучше иметь «положительную» кредитную историю, из которой будет видно, что он добросовестно, без нарушений выполнял и выполняет свои обязательства».

«По данным социологических исследований, несмотря на потрясения, которые мы наблюдаем в экономике, доверие общества к банкам и регулятору, тем не менее, растёт, - полагает Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - И стратегическая задача – это доверие сохранить. Фактор доверия – это очень материальный фактор, он и монетизируется, и конкретизируется.

Институт кредитных историй – очень важный инструмент в мире финансов. С одной стороны, он нужен для того, чтобы минимизировать всевозможные аферы на финансовом рынке, а с другой – чтобы дать его участникам возможность оценить степень добропорядочности своих контрагентов, - считает Г. Тосунян.

В настоящее время, бюро кредитных историй качественно изменили статус потребкредитов, существенно цивилизовав этот сегмент банковского ритейла. Несколько лет назад потребкредиты начинали свой старт практически с нулевого уровня, показывая темпы роста в 100 и более процентов, но накапливали при этом огромный объем мошеннических способов невозврата. Сейчас люди стали всерьез относиться к своей кредитной биографии».

«В современной весьма сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановке, в которой оказалась Россия, - отмечает академик РАН Михаил Горшков, - особую актуальность для банковского сообщества, с позиции социологического анализа, приобретает решение трех взаимосвязанных проблем. Прежде всего, это проблема социальной ответственности всех субъектов финансового рынка: ЦБ РФ, банков и граждан. Вторая важнейшая проблема – проблема общественного доверия. Третья, можно сказать, универсальная проблема для всех субъектов финансового рынка – это проблема повышения качества их функционирования. Особый интерес повторное исследование представляет в связи с тем, что оно было осуществлено в ситуации, когда после мер, предпринятых Банком России в декабре 2014 года в сознании и поведении людей произошел переход от эмоционального уровня восприятия ситуации к более рациональным и взвешенным оценкам происходящего, а, соответственно, и к более осознанным моделям повседневного поведения, - заключает М. Горшков».

Источник: Пресс-служба Национального бюро кредитных историй (НБКИ)