МОСКВА, 10 октября /ФИС/ По данным Росстата, индекс потребительской уверенности в России в 3к13 снизился до минус 7% (против минус 6% в 2к13), причем ухудшение было обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. Структура опроса по возрастным группам показала, что в наибольшей степени уверенность ослабла у лиц в возрасте 50 лет и более, в наименьшей степени – у молодежи (16–29 лет).
На уровне компонентов главным фактором сдерживания роста стал индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу, снизившийся до минус 3% в прошлом квартале против минус 0.5% в 2к13 (самое низкое значение с 1к11). Вместе с тем индекс произошедших изменений в экономике снизился до минус 7% (против минус 5% в предыдущем квартале), индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 2% (против прежнего минус 1%), индекс произошедших изменений в личном материальном положении ослаб до минус 6% (против минус 5%). Индекс благоприятности условий для крупных покупок несколько ухудшился – до минус 18% (против минус 17%), а индекс благоприятности условий для сбережений остался неизменным на уровне 32%.
Снижение общего индекса потребительской уверенности в не удивило. Потребительская уверенность в прошлом квартале могла пострадать от глобального «бегства в качество» из развивающихся рынков, повышения регулируемых тарифов в сочетании с охлаждением рынка труда и розничного кредитования. Помимо этого, поскольку опрос проводился в августе, на индексе уверенности могло отразиться перенесенное на 1 августа повышение тарифов на коммунальные услуги в Москве.
Также отметим подъем до исторического максимума индекса благоприятности условий для сбережений в сочетании с ухудшением индекса благоприятности условий для крупных покупок – этот фактор указывает на то, что норма сбережений домохозяйств увеличивается; вполне логично с учетом текущей жесткости денежно-кредитно
Полагаем, что в 4к13, несмотря на замедление общей инфляции (до 5.4% к концу года) и довольно устойчивый курс рубля (33.26 к концу 2013 года), такие факторы как дальнейший рост безработицы (с поправкой на сезонные факторы) и замедление роста заработной платы (в частном и государственном секторах), будут тянуть индекс потребительской уверенности вниз.
Дмитрий Федоткин, Никита Михайличенко, Владимир Колычев, Дарья Исакова
Аналитики ВТБ Капитал
Источник: Пресс-служба ОАО Банк ВТБ